Решение социальных проблем вышло на государственный уровень. Назревшие проблемы общества требуют создание социально-педагогической службы по работе с детьми, семьей и молодежью по разным направлениям социальной защиты. Социальный педагог – это новый тип педагога. У него новое отношение к ребенку, новые отношения и ребенка к педагогу. Педагог признает ребенка как самостоятельную личность, способную иметь собственное мнение, анализирует процесс его формирования как социальный процесс, процесс развития его задатков и способностей. Социальный педагог решает все проблемы воспитанника, не совершая действия, которые во вред подопечному. Главное требование к социальному педагогу – это любовь к детям, к педагогической работе, знания и эрудиция, педагогическая интуиция и интеллект, общая культура и нравственность, профессиональное владение методами воспитания детей, а также умение общаться, артистичность, веселый нрав и хороший вкус. Социальный педагог в современных общественных условиях должен ориентироваться в политической, экономической и социальной обстановке, знать требования, предъявляемые обществом как к социальному педагогу, так и к личности воспитуемого.
Работа социального педагога МАОУ СШ № 10 г. Павлово ведется по плану работы школы. В течение учебного года основной задачей в работе социального педагога школы является социальная защита прав детей, создание благоприятных условий для развития ребенка, установление связей и партнерских отношений между семьей и школой. Для достижения положительных результатов в своей деятельности социальный педагог:
- Руководствуется Законом «Об образовании», Конвенцией о правах ребенка, нормативными актами, федеральными законами «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних», «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» и т.д.;
- Поддерживает тесные связи с родителями;
- Изучает социальные проблемы учеников;
- Ведет учет и профилактическую работу с детьми из неблагополучных семей и семей, оказавшимися в трудной жизненной ситуации;
- Осуществляет социальную защиту детей из семей группы риска: многодетных; опекаемых; потерявших кормильца; неполных; военнослужащих, уволенных в запас, участников боевых действий; малоимущих.
- Осуществляет меры по трудоустройству обучающихся;
- Проводит патронаж опекаемых и неблагополучных семей.
- Консультирует классных руководителей, выступает на общешкольных и классных родительских собраний, педсоветах и совещаниях;
- Осуществляет контроль за сохранением здоровья учащихся и формированию у них культуры здоровья.
Работа ведется по нескольким направлениям.
1 направление:
Защита прав ребенка в социально педагогической деятельности
Самостоятельным направлением деятельности социального педагога выступает защита прав ребенка. Право ребенка иметь семью признано в России неотъемлемым на всех уровнях. К сожалению, несмотря на снижение уровня рождаемости в России, количество детей, нуждающихся в государственном попечении, из года в год увеличивается. Одной из форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей является опека и попечительство. Под опекой понимают передачу несовершеннолетних в возрасте до 14 лет, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью опекуна. Под попечительством понимают передачу подростка в возрасте от 14 до 18 лет на воспитание в семью попечителя.
Перечень документов для установления опеки ( попечительства)
- Заявление на установление опеки ( попечительства )
- Заявление на выплату пособия.
- Заявление на выплату пособия с указанием лицевого счета.
- Заявление согласие несовершеннолетнего ( старше 10 лет)
- Заявление согласие близких родственников.
- Копия свидетельства о рождении несовершеннолетнего.
- Документы, подтверждающие статус ребенка:
- свидетельство о смерти родителя,
- копия решения суда о лишении родителя родительских прав
- приговор суда,
- заявление согласие родителей на опеку
- справка ВТЭК о инвалидности 1 гр
- справка из ЗАГСа ( форма № 25)
- Справка с места регистрации ребенка (выписка из лицевого счета)
- Справка с места регистрации опекуна.
- Справка о совместном проживании опекуна и ребенка
- Справка с места учебы ребенка или из ДОУ.
- Характеристика опекуна с места работы или с места жительства.
- Справка с места работы о размере зарплаты или пенсии.
- Автобиография опекуна.
- Медицинское заключение о состоянии здоровья опекуна.
- Медицинская справка о состоянии здоровья ребенка.
- Справка из управления соцзащиты о прекращении выплаты детского пособия на ребенка
- Акт обследования жилищно- бытовых условий ( управление образования)
- Опись имущества.( управление образования)
- Сведения об имуществе ( свидетельство о государственной регистрации, свидетельство о праве на наследство, договор дарения и т.д.)
- Паспорт опекуна и подопечного
- Сберкнижка на имя опекуна с завещательным распоряжением на ребенка.
- 2 конверта
По всем вопросам защиты прав детей можно обращаться в Управление образования г. Павлово в отдел опеки: т. 2-15-95 В КДН и ЗП т.2-13-99
2 направление:
Социальная защита учащихся
В целях социальной защиты учащихся из семей оказавшихся в трудной жизненной ситуации предоставляется материальная помощь в виде одежды и канцтоваров за счет средств УСЗН Проводится работа по обеспечению детей льготными новогодними подарками. Социальный педагог школы оказывает помощь в оформлении документов для получения пособий в социальной защите. По всем вопросам социальной помощи можно обращаться по телефонам:
Начальник, приемная 2-10-20
Заместитель начальника 2-11-76
Отдел социальных выплат 2-10-26
Отдел по социальной помощи семье, женщинам, детям 2-11-56
Отдел льгот 2-11-56
Реабилитационный центр для детей с ограниченными возможностями Павловского района 5-59-33
3 направление:
Профилактика правонарушений среди учащихся школы
Воспитание в школе реализуется через воспитательный процесс – взаимодействие педагогов и детей с целью ориентации их на саморазвитие, самовоспитание, самореализацию. В основе работы с учащимися, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, заложен индивидуальный подход. Индивидуальный подход в воспитании предполагает организацию педагогических воздействий с учетом особенностей и уровня воспитанности ребенка, а также условий его жизнедеятельности. Социальный педагог проводит изучение контингента подростков и их семей, начиная с младших классов, выделяет учащихся и подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Поддерживается тесная связь с родителями, классными руководителями, учителями-предметниками, медицинским работником школы, психологом, администрацией школы, наркологом ЦРБ, комиссией по делам несовершеннолетних, инспектором ПДН . Деятельность социального педагога школы по вопросам профилактики правонарушений среди подростков реализуется согласно плану, утвержденному директором школы. Социальный педагог выполняет следующие функции:
- Диагностическая и аналитическая – формирует банк данных «трудных» подростков и учащихся из неблагополучных и асоциальных семей, учет динамики успеваемости и посещаемости учеников, анализ занятости во внеурочное время;
- Социально-педагогическая помощь и поддержка в работе классных руководителей и учителей предметников;
- Коррекционная – индивидуальная работа с «трудными», с целью усиления позитивных влияний социальной среды;
- Социально-профилактическая – установление доверительных отношений с подростками и родителями, использование имеющегося арсенала правовых норм для защиты прав и интересов личности;
- Профориентационная работа среди несовершеннолетних.
Информацию подготовила социальный педагог школы С.В. Колбасова