Информация о курсе ОРКСЭ/ОДНКНР
Во исполнение поручения Президента РФ от 2 августа 2009 года №Пр-2009, письма министерства образования и науки РФ от 24.10.2011 № МД-1427/03 «Об обеспечении преподавания комплексного курса ОРКСЭ» с 1 сентября 2012 года во всех субъектах Российской Федерации вводится учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики», состоящий из 6 модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики».
Курс ОРКСЭ будет носить светский характер - у всех модулей будет единая методическая и методологическая основа, преподавать его будут учителя общеобразовательных школ, прошедшие специальную подготовку.
Любой выбранный модуль позволит дать школьникам представление о многообразии и взаимопроникновении религиозной и светской КУЛЬТУРЫ, предоставит возможность обсуждать нравственные вопросы и вопросы светской этики, с опорой на те культурные особенности и традиции, которые для них представляют наибольший интерес.
В основные задачи курса входит формирование у школьников представления о религии как о важнейшей составляющей мировой культуры, воспитание толерантности, развитие способности самоопределения, осознанного выбора мировоззрения.
Данная задача решается путем включения в каждый модуль материалов по истории России и мира, литературе, музыки, живописи и изобразительному искусству, фрагменты биографий известных людей. Специалистами прорабатываются межпредметные связи со всеми необходимыми школьными предметами, которые внесены в сетку расписания для школьников 4-х классов. (пособие «Основы религиозных культур и светской этики. Книга для родителей» А.Я.Данилюка размещено на сайте http://www.prosv.ru/umk/ork/default.aspx
Более подробно с данным учебным курсом можно познакомиться на сайте http://www.prosv.ru/umk/ork/default.aspx
Краткая справка о курсе ОРКСЭ
Учебный курс ОРКСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс в границах учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы.
Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества и своей сопричастности к ним.
Цель учебного курса ОРКСЭ — формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Задачи учебного курса ОРКСЭ:
- знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
- развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
- обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
- развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Учебный курс ОРКСЭ включает в себя модули:
1. Основы православной культуры;
2. Основы исламской культуры;
3. Основы буддийской культуры;
4. Основы иудейской культуры;
5. Основы мировых религиозных культур;
6. Основы светской этики.
Будет изучаться один из модулей курса по выбору родителей (законных представителей) обучающегося. Преподавание учебного курса будет осуществляться в IV четверти 4 класса и I четверти 5 класса.
Особенности курса «Основы религиозных культур и светской этики»
- Все модули курса «Основы религиозных культур и светской этики» будут преподавать те учителя, которые уже работают в школе и которые хорошо знакомы родителям, — это учителя начальных классов, литературы, обществоведения, истории, других предметов.
- Курс имеет не вероучительный, а культурологический характер;
- Содержание всех модулей группируется вокруг трёх базовых национальных ценностей: 1) Отечество, 2) семья и 3) культурная традиция. На этих базовых ценностях будет осуществляться воспитание детей в рамках нового курса;
- Новый курс организован таким образом, что школьники, выбравшие для систематического изучения определённый модуль, получат общие представления и о содержании других модулей;
- Предусматривается, что на нескольких последних уроках учащиеся одного класса будут работать вместе. На этих уроках они будут представлять свои индивидуальные и коллективные творческие работы по итогам изучения того или иного модуля.
Учебный модуль «Осно́вы правосла́вной культу́ры».
Заявленная цель предмета — ознакомить школьников с историей, культурой и основными ценностями православного христианства. Методическими достоинствами учебника можно считать хорошую структурированность и проработку заданий для учащихся. Можно отметить также, что содержание учебного предмета по православной культуре имеет многочисленные межпредметные связи с содержанием основных школьных гуманитарных дисциплин: русского языка, литературы, истории (как всеобщей, так и особенно историей России). Изучение православной культуры явится серьёзным подспорьем в общем гуманитарном образовании, позволит лучше и легче учиться по гуманитарным дисциплинам.
Учебный модуль «Основы исламской культуры».
Что касается исламоведческого содержания этой дисциплины, то авторы дали максимально возможную в установленных методических и содержательных границах познавательную информацию об исламе: о том, что такое ислам как религия, в чем суть его вероучения, в чем суть его ритуальной практики, какие праздники отмечают мусульмане, какие нравственные правила должны соблюдать мусульмане в повседневной жизни.
Но курс имеет одновременно четко выраженную дидактическую и культурологическую направленность. В нем очень много внимания уделяется патриотическому воспитанию детей, укреплению любви к своей родине, привитию толерантности и чувства уважения к людям разных взглядов, к людям верующим и неверующим.
Главной целью преподавания курса «Основы исламской культуры» должно стать стремление к тому, чтобы дети лучше знали друг друга, уважали друг друга, любили друг друга и, понимая различия, осознавали бы, что все мы — люди одной Земли.
Учебный модуль «Основы буддийской культуры».
В учебном модуле «Основы буддийской культуры» особое внимание уделяется отношению человека к окружающей природе; семье, ее ценностях, а также изучается история возникновения буддизма в России, буддийские святыни, праздники в буддийской культуре, ритуалы.
Учебный модуль «Основы иудейской культуры».
Учебное пособие «Основы иудейской культуры» знакомит с основами иудейской духовной традиции и раскрывает ее значение в формировании личности и поведения верующего человека.
В учебник включены темы:
ü Еврейский дом – еврейский мир: знакомство с историей и традицией.
ü Еврейский календарь.
ü Еврейские праздники: их история и традиции.
ü Ценности семейной жизни в иудейской традиции.
ü Любовь и уважение к Отечеству.
Передавая духовное содержание религии, объясняя причины нравственного выбора верующего человека, авторы учебника знакомят учащихся с такими понятиями как милосердие, благотворительность, сочувствие.
Учебный модуль «Основы мировых религиозных культур».
Задачи модуля:
ü дать общее представление о четырех религиях, распространенных в России;
ü понять историю возникновения религий;
ü познакомиться со священными книгами религий мира;
ü узнать о нравственных заповедях в религиях мира.
Учебный модуль «Основы светской этики»
В учебном модуле «Основы светской этики» рассматриваются основные понятия: род и семья, образцы нравственности в культурах разных народов, добро и зло, долг и совесть, честь и достоинство, смысл жизни и счастье, этикет, методы нравственного самосовершенствования, любовь и уважение к Отечеству, патриотизм многонационального народа России, а также нравственные традиции предпринимательства. Данный модуль поможет детям самостоятельно делать правильный выбор в определенной жизненной ситуации, а также нести ответственность за свои поступки.
Курс, раскрывающий основы религиозных культур и светской этики, будет изучаться на переходной стадии от начальной к основной ступени общеобразовательной школы. И по месту в учебном плане, и по содержанию он служит важным связующим звеном между двумя этапами гуманитарного образования и воспитания школьников. С одной стороны, учебный курс ОРКСЭ дополняет обществоведческие аспекты предмета «Окружающий мир», с которым знакомятся учащиеся основной школы. С другой стороны, этот курс предваряет начинающееся в 5 классе изучение предмета «История». Таким образом, ознакомление с нравственными идеалами и ценностями религиозных и светских духовных традиций России происходит в контексте, отражающем глубинную связь прошлого и настоящего.